Одной из основных целей ВТО, в целом, является создание ясного, стабильного и предсказуемого торгового пространства, что невозможно без налаженного механизма обзора торговой политики, проводимой странами-членами ВТО. Договоренность о создании подобного механизма была достигнута в декабре 1988 года. Изначально обзоры торговой политики охватывали только область торговли товарами. Соглашение о механизме обзора торговой политики, выработанное в ходе Уругвайского раунда, расширило область применения механизма обзора, включив в него сферу услуг и интеллектуальную собственность. Соглашением создан специальный Орган по обзору торговой политики – одна из функций Генерального совета ВТО.
Соглашением предусмотрены два способа обзора торговой политики:
страны-члены обязаны информировать ВТО и других стран-членов обо всех изменениях их торговой политики, торгового законодательства, представлять торговую статистику;
орган по обзору торговой политики проводит обзор стран-членов. Частота проведения подобных обзоров зависит от доли страны в мировой торговле. Например, такие страны как ЕС, США, Япония и Канада проверяются примерно один раз в два года. Другие страны (их 16) – каждые 4 года, остальные – каждые 6 лет, наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) могут проверяться реже.
Цели проведения обзоров:
увеличение транспарентности торговой политики стран-членов ВТО посредством регулярного мониторинга;
возможность проведения многосторонней оценки влияния политики стран-участниц на международную торговлю.
На практике обзоры торговой политики позволяют, с одной стороны, понять какую торговую политику проводит страна-член ВТО, с другой стороны, это возможность для самой страны-члена увидеть, как его действия соотносятся с системой в целом.